Новости

  • 6Мар2009

    В настоящее время для рынка характерно то,

    что большинство компаний (будем называть их студиями) выпускают проекты среднего и низкого качества. Почему так происходит? Какие основные факторы влияют на качество продукта при его производстве в студии?

    Почему на рынке так много компаний, оказывающих услуги низкого качества? Попробуем выделить несколько основных причин:

    — Низкий порог вхождения на рынок. Для того, чтобы объявить себя «веб-студией» сейчас вполне достаточно собрать коллектив из 2–3 человек и сделать свой собственный сайт. Рынок разработки до сих пор считается «студенческим», и это мнение несправедливо лишь отчасти. Действительно, какого качества работ можно ожидать от такого «коллектива»? Стоит отметить, что наличие большого количества непрофессиональных студий бьет по имиджу рынка в целом, негативно сказывается даже на репутации крупных агентств.

    — Дезориентированность заказчика. Рынок довольно молод, и многие заказчики слабо ориентируются в предметной области, часто не понимая, за что именно с них берут деньги. Поэтому они обращаются в студии, о которых я говорил абзацем выше. К счастью, ситуация улучшается, и крупные компании, развивающие свое интернет-направление (и для которых оно является важным), уже довольно компетентны в вопросе.

    — Рост популярности коробочных CMS. При всем положительном влиянии этого тренда, есть и отрицательный момент. Маленькие студии получили отличный инструмент (красивый, отточенный, грамотный) для «пускания пыли в глаза» заказчику. Они прячут «за коробку» отсутствие собственных достижений и низкий уровень профессионализма, выставляя напоказ достижения и высокую квалификацию вендора. А заказчик, не разбирающийся в этих тонкостях, видит красивый продукт, и заказывает услугу, которую ему окажут заведомо плохо.

    — Дефицит кадров. Многие и рады бы нанять квалифицированных сотрудников, а их нет, потому что повышением своей квалификации нужно заниматься — изучать опыт коллег из других компаний, читать статьи по предмету, посещать профильные мероприятия (конференции, семинары), повышать уровень сложности реализуемых проектов. Большинство ленится заниматься своим профессиональным самосовершенствованием, застревает на каком-то этапе развития. Поэтому главное достояние и самый важный конкурентный фактор для каждой студии — её коллектив.

    — Отсутствие профильных СМИ, в которых бы освещались вопросы разработки Интернет-проектов. Также негативно сказывается и фактическое отсутствие стандартов качества и профильных ассоциаций, объединяющих веб-студии.

    Какие основные факторы влияют на качество продукта?

    — Четкое понимание задач проекта. Очень часто представители студии не задумываются о том, зачем проект нужен заказчику и начинают делать «чтобы». Чтобы «красиво и картинки», чтобы «вот тут сложная анимация и 3D», чтобы «круто», чтобы «видели, как мы умеем» и т. п. Об этом говорится довольно часто, но когда дело доходит до реализации конкретного проекта, большинство об этом просто забывает.

    Работа над созданием сайта — это не повод самовыразиться сотрудникам студии! Это четкая бизнес-задача, которую сначала надо определить (не позволяя заказчику говорить о «красных прыгающих шарах на главной», а переводя разговор на бизнес и его цели в интернете), а потом неукоснительно ей следовать, помнить о ней на всех этапах. Ответственен за этот процесс не заказчик, а менеджер со стороны студии, и никто другой. К сожалению, таких менеджеров на рынке можно пересчитать по пальцам.

    Разработка идей для проекта — процесс творческий, спору нет, но и он также должен быть систематизирован. Студия должна гарантировать заказчику достижение результата, а для этого должен существовать эффективный механизм, стратегия «формирования идеи». Только в этом случае можно говорить о качестве не как о случайной величине «получилось / не получилось», а как о системном показателе.

    — Работа с контентом. Очень часто студия рисует красивую «шапку» для главной страницы, и считает, что на этом дизайн и оформление закончены. Это главная ошибка. Контент то, ради чего создается, в конечном итоге, любой сайт. Он разный, и презентовать его нужно по-разному. Описание каталога товаров просто не может быть «забито» в тот же шаблон, что и приветствие председателя совета директоров компании.

    Только проработав весь контент, создав для него уникальный лэйаут, дизайн, оформление и визуал с определенной эмоциональной окраской, можно рассчитывать получить эффективный и качественный результат.

    — Полноценная поддержка проекта после его создания. Есть много примеров, когда изначально хороший проект, отданный в эксплуатацию, превращался в жуткое месиво и нагромождение информации!

    Открытие сайта — нулевой этап его жизни, а его сопровождение и развитие — важнейшие факторы, требующие не меньшей квалификации, чем его создание. Конечно, контент могут вносить сотрудники заказчика, не обязательно всю работу отдавать студии. Но это должно происходить под строгим авторским надзором сотрудников студии, которые помнят и знают, зачем здесь «нужна эта плашка», а там — «выделение полужирным». Одно неосторожное движение может развалить идеальную визуальную конструкцию, один неправильный абзац может свести на нет все усилия, потраченные на разработку проекта. Об этом необходимо помнить всегда!