Новости

  • 8Мая2009

    В непростое кризисное время руководители компаний всех секторов экономики ломают голову над тем, как сократить расходы. Одним из возможных способов экономии средств может стать «переход» в Интернет. Однако эффективность такого маневра зависит от многих нюансов.

    Интернет — возможно, одна из немногих сфер, которая может выиграть в результате кризиса, считает президент LETA IT-company Александр Чачава. Это, по мнению эксперта, касается и рекламы, и торговли, и оказания услуг через Интернет. «Интернет дает возможность радикально снизить издержки, цену товара, — говорит г-н Чачава. — Сложности в экономике могут подвигнуть людей переместить частично некоторые свои потребности в Интернет».

    Согласно результатам исследования агентства ZenithOptimedia, мировой кризис приведет к тому, что расходы на интернет-рекламу в мире увеличатся, причем на целых 17,7%, в то время как расходы на другие виды рекламы сократятся. При этом глобальный рынок рекламы в 2009 году сократится на 0,2% до $490,5 млрд. В России же агентство ожидает рост рекламного рынка в целом на 5% при оптимистичном варианте развития событий, а при пессимистичном — падение на 17,5%.

    «Действительно, можно предположить, что те, кто не смогут больше размещать рекламу на телевидении, часть рекламы перенесут в Интернет, — комментирует прогнозы ZenithOptimedia ведущий инвестиционный аналитик ИК „Финам“ Леонид Делицын. — Но, с другой стороны, ожидается ведь и падение расценок на телевизионную рекламу и, в особенности, на щитовую рекламу на улицах. Так что ситуация может и по-другому сложиться, не в пользу Интернета, если, например, более традиционные виды рекламы существенно снизят расценки». В 2008 году спрос на рынке интернет-рекламы превышал предложение, но в будущем году рекламодатели могут просто перестать размещать рекламу, добавляет аналитик. Александр Чачава, напротив, уверен, что в 2009 году, в то время как весь рынок рекламы будет стагнировать, рынок интернет-рекламы продолжит рост, возможно, даже на докризисных уровнях (на 40–60%).

    Можно также предположить, что в результате кризиса в более выигрышном положении окажутся интернет-магазины, поскольку такой способ торговли позволяет компаниям экономить на аренде помещений, расходах на персонал и предлагать покупателям более низкие цены на свои товары. Некоторые западные СМИ пишут, что продажи через Интернет растут, поскольку в кризисное время клиенты ищут товары подешевле. Так, The Guardian сообщает, что в этом году в Великобритании ожидается рост объема покупок через Интернет в денежном выражении на 15% по сравнению с прошлым годом, в чем не последнюю роль сыграет кризис. А в США, по данным исследовательской компании ComScore, к 1 декабря продажи крупнейших розничных сетей через Интернет уже выросли к соответствующему периоду 2007 года на 15%.

    В кризисной ситуации перенести часть операций в Интернет имеет смысл тем магазинам, покупатели которых в основном пользуются Интернетом, (торгующим бытовой электроникой или компьютерной техникой), считает Леонид Делицын. А те магазины, которые продают товары более широким слоям населения (например, мобильная связь), полностью «переехать» в Интернет не смогут.

    В свою очередь, директор интернет-службы ИД «Аргументы и факты» Ирина Чефранова предупреждает, что в кризисный период упадет и покупательский спрос, люди станут меньше приобретать как через обычные магазины, так и через Интернет. Против онлайн-магазинов здесь может сыграть и плохой сервис. «Мы привыкли, что если мы сделали в интернет-магазине заказ, нам должно прийти уведомление или нам должен позвонить менеджер подтвердить заказ, — говорит эксперт. — А это делают далеко не все даже входящие в Топ-10 магазины. Только забота о собственном сервисе позволит удержаться на плаву». Если при падении покупательского спроса существующие магазины будут уделять внимание сервисам, то они останутся, полагает г-жа Чефранова. А что касается новых игроков, то эксперт считает вполне возможным их образование в результате «перетекания» в Интернет части магазинов из оффлайна в целях сокращения расходов.

    Чего нельзя отрицать, так это того, что в период кризиса спрос на информацию в Интернете растет. Это можно судить по росту популярности сайтов, связанных с финансовой информацией, или порталов новостного характера — за кризисную осень посещаемость некоторых из них выросла в несколько раз. Люди хотят понять, что происходит в резко изменившемся мире, как сохранить деньги, найти работу. Сайты поиска работы пополняются тысячами резюме. Интернет-СМИ, по мнению Ирины Чефрановой, в кризисное время должны себя чувствовать более уверенно, чем их бумажные братья. Аналогичной позиции придерживается Александр Чачава из LETA IT-company. «Печатным СМИ гораздо сложней снижать издержки, поскольку при сокращении объема тиража система дистрибуции остается затратной, — говорит эксперт. — У многих газет количество читателей он-лайн версии соизмеримо с количеством читателей печатной. На этот тренд накладывается то, что в интернет-СМИ гораздо удобней снижать издержки». Однако, по наблюдениям Леонида Делицына, есть недавние примеры, когда печатные издания, активно рекламировавшие свои сайты, свернули эти рекламные кампании.

    В кризисные времена бывали случаи, когда росла в принципе популярность новых коммуникаций, значительно увеличивалось число их пользователей. Так, например, было в 1999 году, когда операторы мобильной связи начали резко снижать расценки. Но в отношении Интернета может такого и не произойти. «Если стоимость широкополосного доступа снижаться не будет, то никакого заметного роста аудитории не будет, потому что это дорого для значительной части населения», — говорит Леонид Делицын. Если какого-то мощного толчка не будет, то число пользователей Интернетом, конечно, будет расти, но в силу других объективных причин, не связанных с кризисом (по оценкам г-на Делицына, в следующем году их число вырастет на 2 млн человек). Уже к настоящему моменту, согласно результатам исследования ВЦИОМ, по сравнению с 2006 годом количество россиян, пользующихся ресурсами «всемирной паутины», увеличилось с 24% до 35% населения (по данным Леонида Делицына, в Москве проникновение Интернета сейчас составляет 60%, в крупных городах — 40%).

    Мария Привалова