Новости

  • 24Фев2009

    Волна кризиса уже докатилась до

    СМИ, рекламных агентств и студий. Знакомые из нескольких деловых изданий уже вторую неделю говорят о снимающихся с размещения клиентах. И у нас пара потенциальных заказчиков со словами «кризис, кризис» решили «временно приостановить». В добрый путь, удачи вам и процветания вашему бизнесу.

    Что происходит
    Сперва «где-то там» грянул кризис. Банки сокращали объемы выдаваемых кредитов. Инвесторы выводили свои деньги. В результате крупные компании, чье развитие зависело от инвестиций и заемных средств, начали затягивать пояса.

    Скажем, хотел банк такой-то заказать себе в офис новый интерьер, мебель и компьютеры, а теперь на это денег нет. В результате не получают заказ компании поменьше: архитекторы, поставщики оргтехники, поставщики мебели, курьеры, транспортные компании и т. п.

    Компания поменьше не продала банку мебель, следовательно, не купила мебель у оптовика. Тот оптовик остался без какой-то суммы денег, но с мебелью на складе. За аренду склада надо платить, а мебель стали покупать значительно меньше. И вот этот оптовый поставщик мебели решает, раз денег стало меньше, войти в режим экономии. И режет затраты. И не он один.

    Компании начинают сокращать штаты и разные бюджеты, не только рекламные. Откладываются ремонты, переносятся мероприятия, задерживаются зарплаты, отменяются премии, замораживаются проекты, снимаются дотации на питание, перестают выдаваться полисы ДМС. В кулерах заканчивается вода, в принтерах и туалетах — бумага.

    Что делают рекламодатели
    Что касается рекламных бюджетов, то здесь есть две заметные невооруженным глазом тенденции (наверное, для понту надо было бы использовать модное ныне слово «тренд», но я оставлю это балаболам из сетевых рекламных агентств).

    Одни компании всячески урезают свои рекламные бюджеты. Почему же они так делают, ведь реклама приводит новых клиентов, приносит деньги в фирму? Все просто: эти руководители, на самом деле, не верят в свою рекламу. Они не считают, что их реклама приносит им деньги. И тратились на нее только потому, что Вася-конкурент тоже давал рекламу, а Миша-продажник откатывал 10%.

    В 1998 году многие компании сократили свои рекламные бюджеты. С тех пор о них ничего не слышно.

    Другие компании, напротив, используют свой шанс и становятся активнее. Да, им тоже приходится пересматривать какие-то свои расходы. Например, вместо покупки футбольного клуба или спонсирования в поддержку голодающей Антарктиды компания наймет хороших подрядчиков (а не очередное сетевое РА, которое сделает очередной бессмысленный «креативный календарь») и проведет грамотную рекламную кампанию (а не разместится там, где откатят больше).

    Вот теперь смотрите, что получается: одни компании исчезают из поля зрения потенциальных клиентов, демонстрируя отрасли, как плохи у них дела. Другие компании, напротив, используют свой шанс и становятся гораздо заметнее.

    Как вы думаете, кто из них переживет кризис? Те, о которых ничего не слышно, или те, которые стали более известными среди своих потенциальных клиентов?

    Во время кризиса, когда конкуренты сокращают свое присутствие, каждый рубль, вложенный в правильную рекламу, делает вас гораздо заметнее на их фоне. В кризисе всегда можно найти позитивные моменты.

    Неправильная реклама, наоборот, сожрет последнее. Например, нет никакого смысла делать «полноценный сайт за 100 баксов» по объявлению на столбе — он ничего не продаст, но только покажет, как все плохо в конторе. Нет никакого смысла заказывать «рекламный модуль за 50 баксов» у «дизайнеров» из соседней типографии.

    Сейчас вам, как никогда раньше, нужна хорошая реклама.

    Что будут делать студии и рекламные агентства
    Тут тоже есть две тенденции. Сперва, конечно, множество контор запаникует и займется демпингом. Долго работать на грани себестоимости они не смогут и начнут закрываться.

    С одной стороны, спрос на услуги студий и агентств будет сокращаться. Но, с другой стороны, путем естественного отбора сократится и предложение.

    Куда пойдут те, кто осознает потребность в хорошей рекламе, профессионально оформленном фирменном стиле, грамотно сделанном сайте? Ясное дело, не в подвалы, в которых студенты второго курса за 100 баксов в месяц мучаются над «недорогими, но креативными логотипами» и «доступными, но эксклюзивными сайтами».

    Они пойдут в компании, которые успели зарекомендовать себя, наработали известность, портфолио и рекомендации клиентов, а цены назначали без оглядки на конкурентов и возгласы «а чего так дорого». Кстати, к нам больше всего приходят именно по рекомендациям.

    Кстати, и для студий в кризисе тоже есть позитивные моменты. На рынке труда появится множество рабочих голов и рабочих рук, количество вакансий чуть уменьшится, а предложение возрастет.

    И, совершенно точно, работать придется напряженнее. Нам наша работа нравится, поэтому мы этого не боимся.